Специалист, хороший специалист, уникальный специалист…. главное — чьё ружьё!

Я столкнулся с тем, что руководители имея в своем штате «уникального специалиста» искренне полагают, что это хорошо! Даже — очень хорошо! Ибо он, этот уникальный специалист, делает то, что он делает гораздо больше, лучше и быстрее других, менее уникальных сотрудников.
И факт наличия в составе их предприятия такого человека позволяет предприятию (отделу, подразделению, департаменту и т.п.) достигать прямо-таки невиданных высот производительности.

Лично я отношусь к этому крайне скептически, если не сказать — отрицательно. В моем понимании слово «уникальный» прежде всего означает, что человек достигает своих показателей за счет некой технологии (тайных ритуалов, мистического знания, большой головы и т.д.) которой никто кроме него не владеет. Из этого я делаю вполне логичный, как мне кажется, вывод — уникальный специалист — это ужас предприятия!

Ведь это означает, что в организме предприятия существует орган, которой является очень важным, т.к. его высокие показатели встроены в процессы предприятия и именно под них заточены звенья цепочки как до… так и после… этого человека. Но, при этом, этот «орган» по определению является не заменимым, ибо он «уникальный». К тому же, в отличие от реального органа, человек может в любой момент прекратить свою деятельность на благо предприятия, не важно по какой причине — решит уволится или кирпич на голову упадет. Что станет с этим предприятием или подразделением?

Плюсом для предприятия может являться хороший специалист, т.е. — тот который делает свою работу выше средне-ожидаемого уровня или тратит на достижение результата меньше ресурсов, чем предприятие от него ждет. НО! При этом, предприятие знает, как он это делает. Хотя-бы в теории.
Конечно, наличие рецепта и умение варить борщ, все-таки разные вещи, но повар умеющий варить борщ вообще при отсутствии рецепта — несравнимо хуже.

Утверждение «Люди — наш главный капитал» красиво и приятно звучит. Кому не понравится чувствовать себя любимого «главным капиталом» своей фирмы? Но для предприятия, такая ситуация является потенциальной опасностью, крючком на котором оно находится у этого «уникального специалиста».

Я думаю, что утверждение «Наш главный капитал — знания и технологии» отражает гораздо более устойчивую и безопасную позицию.
Следствием всего сказанного является то, что любому предприятию использующему труд уникальных специалистов стоит позаботится о том, чтобы сделать их настолько менее уникальными, насколько это вообще возможно. Просто, чтобы спокойнее смотреть в будущее.